The Bell

169 подписчиков

Свежие комментарии

  • вячеслав харченко
    Тяжко будет теперь истинным патриотам разъезжать по своим виллам и поместьям.Где получать визу...
  • Георгий Стиопич
    Подарок, но только чиновникам, а всем остальным - "на усмотрение работодателя"! Мой шеф, например, сказал, что хрен т...Сколько экономика...
  • вячеслав харченко
    Подарок? Вы издеваетесь?Сколько экономика...

Битва за «колдунщиков», IT-санкции и большая удача Microsoft

Тема выпуска — как «Яндекс» поссорился с крупнейшими IT-компаниями В среду акции «Яндекса» на Московской бирже падали почти на 7%

Битва за «колдунщиков», IT-санкции и большая удача Microsoft
Ирина Малкова
Тема выпуска — как «Яндекс» поссорился с крупнейшими IT-компаниями
Битва за «колдунщиков», IT-санкции и большая удача Microsoft
Ирина Малкова

В среду акции «Яндекса» на Московской бирже падали почти на 7%. Рынок нервно отреагировал на новость о том, что антимонопольная служба завела дело против компании и оно грозит оборотными штрафами. В ФАС на «Яндекс» еще прошлым летом пожаловалась коалиция из восьми интернет-компаний, позднее к ним присоединились еще два десятка игроков. Их главная претензия — «Яндекс» дает приоритет в поиске собственным сервисам и задвигает конкурентов.

Почему это важно

От исхода войны зависит не только выручка самого «Яндекса» и то, изменятся ли для бизнеса и пользователей принципы поисковой выдачи. Противники российского поисковика настаивают, что это дело — в духе времени и международной практики. В ЕС Google разделения бизнесов на части грозят сейчас всем техногигантам. Дело ФАС против «Яндекса» говорит о том, что похожие процессы начинаются и в России, где все крупные участники рынка поставили на строительство своих экосистем.

Спор из-за «колдунщиков»

Восемь компаний — Avito, ivi, CIAN, Profi.

ru, Tutu.ru, Drom.ru, 2GIS и Zoon — прошлым летом пожаловались в ФАС на злоупотребления главного российского поисковика своим положением. Их претензии связаны с так называемые «колдунщиками» — обогащенными ответами на запросы в поиске, которые «Яндекс» показывает в нескольких местах на поисковой странице. Выглядят они как подсвеченные быстрые ответы-подсказки на искомый вопрос.

Через полгода, в феврале 2021 года, ФАС согласилась, что «Яндекс» своими «колдунщиками» злоупотребляет, подставляя туда собственные сервисы, а не сервисы конкурентов. Тогда служба вынесла компании предупреждение, обязав ее устранить дискриминацию конкурентов в поисковике в течение месяца. Кроме того, «Яндекс» должен был каждые 10 дней информировать о принятых мерах.

В начале апреля «Яндекс» попросил у ФАС еще месяц на исполнение требований. Но вместо этого антимонопольная служба на этой неделе объявила о том, что завела против компании административное дело и теперь спор будет продолжаться в суде. В случае проигрыша «Яндексу» грозит оборотный штраф. По закону, это может быть от 1% до 15% от выручки компании на рынке, где совершено нарушение. На этих новостях котировки компании в среду обвалились почти на 7% и целиком падения так и не отыграли.

Позиции сторон

Коалиция интернет-компаний, выступивших против «Яндекса», решение ФАС приветствовала. Их позиция заключается в том, что компания, «занимая доминирующее положение на рынке интернет-поиска, недобросовестно использует его на других, смежных с поиском, рынках, тем самым снижая релевантность поисковой выдачи для пользователя и нанося ущерб конкурентам». Решение ФАС главы компаний, входящих в коалицию, назвали «отражающим общемировые тенденции» и «первым шагом к развитию российской интернет-отрасли».

За месяц, отведенный «Яндексу» на устранение нарушений, компания не представила вариантов решения проблемы, утверждал исполнительный директор коалиции Игорь Наймушин. На самом деле «”Яндекс” отправил в ФАС несколько предложений вариантов доработки “колдунщиков”, после чего компания попросила продлить срок действия предписания на месяц, — возражает другой собеседник, знакомый с ходом разбирательства. — Но вместо этого компания получила административное дело».

«Яндекс» с самого начала настаивал, что «колдунщики» — стандарт для поиска по всему миру, а конкретно у «Яндекса» они не закреплены на первой строке выдачи и  появляются в разных местах, не имея никаких преимуществ перед обычными результатами поиска. Кроме того, «Яндекс» заявлял, что уже открыл доступ к «колдунщикам» внешним сервисам, в том числе конкурентам. «Свыше 30 тысяч компаний уже бесплатно используют нашу технологию обогащенных ответов. Более того, мы уже расширяем доступные технологии обогащенного ответа для наших партнеров», — заявляли в компании. Но главный аргумент компании заключается в том, что у сервисов «Яндекса» перед конкурентами нет никаких приоритетов. «Показ основан на конкретной и прозрачной метрике полезности для пользователей», и «Яндекс» утверждает, что готов ее аудировать и открыто про нее рассказывать.

Кто прав

Интернет-компании утверждают, что уличить «Яндекс» в дискриминации легко. Например, если ввести в строку поиска запрос «авито услуги», то вместо сервиса Avito «Яндекс» покажет привлекающую внимание подсказку со ссылкой на «Яндекс.Услуги». Правда, в этом конкретном случае, как показал наш простой эксперимент, речь идет не о «колдунщике», а о виджете для контекстной рекламы. Точно так же при запросе «доставка еды» поисковик может показать не сервисы самого «Яндекса», а логотип Delivery Club. При этом рядом с цветной строкой-подсказкой будет стоять значок «реклама».

Это нормальная для «Яндекса» практика: его подразделения наравне со всеми конкурентами участвуют в собственных аукционах компании на закупку контекстной рекламы и размещают ее на общих началах, утверждает экс-глава «Яндекс-Украина» и автор телеграм-канала Blognot Сергей Петренко. А вот «колдунщики» изначально задумывались, как сервис для навигации по продуктам самого «Яндекса», говорит он.

«Если поиск понимал, что вопрос про новости, то показывался результат из “Новостей”, если запрос товарный — то срабатывал “колдунщик” “Маркета”, который показывал цены, — объясняет Петренко. — Название “Колдунщик” было придумано, потому что это было такое колдовство, с помощью которого к запросу добавлялись дополнительные слова, чтобы результат поиска становился более релевантным».

Логика у этого была простая: в «колдунщиках» показывалась «очищенная» от спама, живая и проверенная информация, которая была явно качественнее по сравнению с общей поисковой выдачей. «Это были результаты поиска по более чистой базе», — объясняет он.

Но именно вокруг них и развернулась основная борьба. Конкуренты «Яндекса» считают, что монополизация «колдунщиков» — заметных больших ответов, которые предлагают услугу прямо на поисковой странице — это антиконкурентное поведение. Например, если сейчас забить «авиабилеты» по какому-нибудь направлению, в середине страницы появится яркий «колдунщик» с «Яндекс.Путешествиями» — виджет, где прямо на страничке поисковика можно задать даты и время, выбрать дополнительные опции вроде багажа и сразу совершить покупку.

«Колдунщики» дорого обходятся самим сервисам-конкурентам, утверждают участники коалиции. По оценке сервиса продажи билетов Tutu.ru, из-за дискриминации в поисковике они теряют до 20% трафика, а «Яндекс» в его распределении отдает явное преимущество собственным продуктам.

Главная задача поисковой страницы «Яндекса» — выдать более качественный результат поиска, и «колдунщики» ее решают, возражает Петренко. Статистика говорит о том, что больше половины поисковых запросов в Google не заканчиваются переходом на сайт. Для поисковиков давать как можно более полные ответы на странице результатов поиска становится важным элементом конкурентной борьбы.

Как можно было бы снять претензии конкурентов? В теории «Яндекс» мог бы договориться со всеми компаниями о том, чтобы они через некий интерфейс отдавали ему данные о своих сервисах так, чтобы алгоритмы могли доверять им в той же мере, что и результатам поиска по собственным сервисам. Но непонятно, как все это склеить в понятный пользователю продукт и что именно он в итоге должен получать в поисковой выдаче, рассуждает эксперт.

Что дальше

Для «Яндекса» разбирательство грозит затяжной головной болью, но вряд ли станет непоправимым ударом по его финансам, считают аналитики.

Аналитики «Атон» подсчитали, что размер штрафа, который грозит компании, может варьироваться от 100 тысяч до 2% от оборота (4,4 млрд рублей в 2020 году). Штраф может быть большим, но не критичным, а основным результатом разбирательств, которые могут длиться годами, станут изменения в структуре страницы поиска, выгодные для конкурентов. В Газпромбанке также уверены, что худший сценарий маловероятен и не имеет большого финансового эффекта для компании. В самом худшем случае «Яндекс» может отделаться штрафом в размере 1–15% от его доходов от поиска, но не более 2% от общей суммы доходов компании, подсчитали аналитики. По их оценкам, он может составить от 684 млн до 4,4 млрд ​​рублей или 0,3–1,8% от денег на счетах компании на конец прошлого года. Эксперты «ВТБ Капитала» считают, что падение капитализации компании на этой неделе значительно превысило размер возможных штрафов (акции подешевели на 6–7%, а размер максимального штрафа — только 0,3% от всей рыночной капитализации).

Возбуждение дела в ФАС еще не означает, что «Яндекс» будет привлечен к ответственности, объясняет адвокат Forward Legal Олег Шейкин. Теперь комиссия ведомства будет рассматривать дело в течение 9 месяцев, говорит юрист.  Если комиссия придет к выводу, что «Яндекс» нарушал закон о защите конкуренции, тогда ФАС может выдать предписание о необходимости прекратить использование спорной технологии, а также инициировать привлечение компании к административной ответственности за уже совершенное нарушение с назначением «оборотного штрафа», говорит Шейкин.

«Яндекс» сможет обжаловать решение ФАС в суде. И тогда исполнение предписания антимонопольной службы опять будет приостановлено. «На практике рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций может занять еще около года», — говорит адвокат.

Все стороны оказались в ситуации, которая не выгодна никому, говорит один из собеседников The Bell: если предписание можно было просто исполнить и решить проблему для всех, то сейчас всем сторонам предстоит сложный и затяжной процесс на несколько лет. ФАС будет настаивать на своей позиции, «Яндекс» — оспаривать ее в суде. И за это время никто из конкурентов «Яндекса» никаких изменений в поиске не увидит.

ФАС предстоит доказать, что «Яндекс» — монополист, злоупотребляющий положением на рынке, а это может оказаться непростой задачей, считает антимонопольный экономист Вадим Новиков. «С бытовой точки зрения он, может, и монополист. А с антимонопольной — непонятно, какой товар он продает и какой рынок монополизирует», — говорит он. На рекламном рынке «Яндекс» не такой очевидный монополист, а поисковые запросы — не товар с юридической точки зрения. «Когда ФАС выдавала предупреждение, ей не нужно было ничего обосновывать, все было в расчете на добровольное исполнение. Теперь же ей придется идти на инновации в обоснованиях и подтягивание закона под ситуацию, которая в нем не предусмотрена», — рассуждает экономист.

Все антимонопольные процессы против технокомпаний, которые сейчас идут в мире, следуют логике не законов о защите конкуренции, а законов о естественных монополиях. То есть «Яндекс» или Google приравнивают к нефтедобытчикам, а сервисы IT-компаний представляются неким новым видом трубопровода, к которому пытаются предоставить равный доступ, говорит Новиков. «Отсюда берется логика, что сама “труба” и то, что в нее закладывается, должно существовать отдельно», — рассуждает он. Проблема в том, что такое антимонопольное законодательство пытаются положить на компании, возникшие из одного компьютера, выросшие исключительно собственными силами, без эксклюзивного доступа к ресурсам, замечает Петренко.

Новые русские хакеры

На этой неделе США объявили о новом пакете санкций. Под них попали шесть российских IT-компаний. Причина — содействие хакерским атакам (непосредственным поводом стал взлом американских госучреждений — здесь.

Крупнейшая сделка Microsoft со времен LinkedIn

Microsoft на этой неделе объявила о покупке сервиса по распознаванию речи Nuance Communications. Цена вопроса — $19,7 млрд. И это крупнейшее приобретение корпорации со времен покупки LinkedIn в 2016 году за $26 млрд. Сейчас Nuance зарабатывает на инструментах распознавания речи для медицинских диагнозов, звонков в службу поддержки и голосовых сообщений. На корпоративном рынке в распознавании речи компания занимает примерно то же положение, что Google на пользовательском. И для Microsoft, у которой есть своя технология распознавания речи, встроенная во многие продукты, сделка станет заметным усилением. Кроме того, эта покупка — очередной признак того, что Microsoft намерена расти за счет приобретений. В прошлом месяце корпорация завершила покупку игровой компании Zenimax за $7,6 млрд. Компания ведет переговоры о покупке игровых чатов Discord примерно за $10 млрд, а в 2020 году Microsoft предприняла попытку купить американский бизнес TikTok примерно за $30 млрд.

Как устроен бизнес Tencent TJ Sports, которая управляет крупнейшей в мире киберспортивной лигой League of Legends Pro League Как платежный сервис Stripe стал чемпионом пандемии, увеличив выручку и оценку за год, несмотря на то что его клиенты из числа малого и среднего бизнеса пострадали в этот кризис сильнее всего Звезды американского Clubhouse рассказывают про проблемы соцсети: ворованные шутки, копии комнат, самозванцы и мошенники

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх